ТЕХИНТЕЛЛ

НИИПФ ТЕХИНТЕЛЛ

Научно-исследовательская и производственная фирма

Инновационные системы,

технологии, способы и устройства

по безопасности производства и охране труда


О фирме
Системы обучения
Возможности
Гостевая книга
Карта сайта
Контакты

Новости сайта:

В эксплуатацию запущены новые версии Автоматизированного рабочего места ответственного за подготовку и аттестацию персонала по безопасности производства (Версия 10.04 R01) и Комплексной системы подготовки и аттестации по безопасности производства (Версия 15.44 R01) с дополнительными функциональными возможностями.

Франсиско Хосе де Гойя. Портрет Антонии Сарате

      

       Франси́ско Хосе́ де Го́йя-и-Лусье́нтес (1746—1828) — испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма.
       Франсиско Гойя Лусиентес родился в Сарагосе в семье среднего социального класса, в 1766 году Гойя попадает в Мадрид, где он знакомится с работами придворных художников, совершенствует своё мастерство. Франсиско Байеу познакомил Гойю со своей сестрой Хосефой, от которой тот был в восторге. Гойя женился в 1773 на Хосефе Байеу, с которой оставался в браке вплоть до её смерти в 1812 году. Гойя написал только один ее портрет. В 1775 году Гойя окончательно обосновался в Мадриде у своего родственника Франсиско Байеу, и работал у него в мастерской. Байеу был тогда официальным придворным художником.
       В 1780 году Гойю наконец-то приняли в Королевскую академию Сан-Фернандо. Пропуском туда послужила исполненная в академическом стиле картина "Распятие". Затем, в 1785 году, Гойя стал вице-директором живописного отделения академии, а в следующем году его пригласили ко двору Карла III. Смерть короля, последовавшая в 1788 году, ознаменовала крутой поворот в жизни Гойи. Новый король, Карл IV, пожаловал ему почетный титул придворного художника. Именно тогда художник присоединил к своей фамилии аристократическую приставку "де". Осыпанный королевскими милостями, Гойя стал наиболее востребованным и модным среди мадридской аристократии художником-портретистом.
      Зимой 1792—93 годов безоблачной жизни преуспевающего художника пришел конец. Гойя отправился в Кадис навестить своего друга и там перенес неожиданную и загадочную болезнь. Художника постиг паралич и частичная потеря зрения. Следующие несколько месяцев он провел на грани между жизнью и смертью. С этого времени в его творчестве стали преобладать странные образы, порожденные фантазией. Тогда же обозначился и его острый интерес ко всему тому, что составляет темную сторону жизни.
       В годы французской оккупации Гойя сохранял свою должность придворного художника. В 1814 году приобрел дом в пригороде Мадрида, назвав его "Домом Глухого". Стены своего пристанища Гойя расписал маслом, используя при этом наводящие трепет сюжеты. Серия офортов того же времени в содержательном отношении мало чем отличалась от этой росписи. В ней властвовали горькое разочарование в жизни, мрачный гротеск, фантастические кошмары.
       Портрет актрисы Антонии Сарате был написан Гойей в зрелые годы, и его контраст с более ранними произведениями художника действительно не может не обратить на себя внимания. Антониа Сарате родилась в Барселоне в 1775 году. Сведения о ней очень скупы и неточны. Антониа Сарате тяжело болела туберкулезом, она умерла 4 марта 1811 года. Было написано два портрета и оба можно датировать 1810—1811 годами.
       Один из виднейших итальянских искусствоведов, человек блестящей эрудиции и тонкого вкуса Лионелло Вентури с восхищением называл портрет Антонии Сарате "беспредельным шедевром". "Сарате — прелестная женщина, близкая воображению художника, живое существо в полном слиянии тела и духа...". Вентури видел в этом произведении начало нового этапа в портретном искусстве. "Это интимный портрет, портрет сердца, который занял место портрета парадного", — писал он.
       Вентури назвал портрет Антонии Сарате "портретом сердца". Эти слова можно было бы отнести ко многим работам художника первого десятилетия XIX века. В портретном творчестве Гойи одной из ведущих тем становится мир чувств. В этом он сближается с романтиками, оказывается одним из предшественников романтического направления в западноевропейской живописи. Пройдет немало времени, и Гойе будет поклоняться вся французская романтическая школа.
       Портрет Антонии Сарате — это воплощенная мечта художника о прекрасном, дивное сочетание духовности и красоты. Зная биографию Сарате, трудно отрешиться от мысли, что портрет написан незадолго до смерти, что художник, восхищаясь доньей Антонией, сознавал ее неизбежный близкий конец. Портрет Антонии Сарате дошел до нас измененным многочисленными реставрациями, но и в нынешнем виде он остается необычайно привлекательной работой, позволяющей судить о замечательном даровании великого живописца.
       В 1824 году Гойя отправился в добровольное изгнание. Последние годы своей жизни он провел во Франции в Бордо, где и умер 16 апреля 1828 года, в возрасте 82 лет. Его прах был перевезен на родину и захоронен в мадридской церкви Сан-Антонио де ла Флорида. Той самой церкви, стены и потолок которой когда-то расписал художник.

В раздел "Картинная галерея"

На главную


Книги
Статьи
Патенты
Новые стандарты
ГОСТы
Статьи о программах
Новое в программах
Наши партнеры
Задаваемые вопросы
Перспективы программ
Особые отличия
Инновационные технологии
Байкал
Остров Сахалин
Дальний Восток
Золотое Кольцо России
Картинная галерея